Учебный процесс
Новости раздела
-
17 декабря
Показ по актерскому мастерству у 3Б
-
-
18 декабря
Товарищеские матчи по футболу и волейболу
Последние новости
-
-
18 декабря
Экзамен по барабанам
-
18 декабря
Товарищеский матч по футболу
-
-
О направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности. Программа Энциклопедия
Введение ФГОСов неизбежно привело к возобновлению разговора о целях, ценностях и сценариях образования. Новые стандарты образования задают процессу образования новый формат, отличающийся от прежнего, прежде всего, целеполаганием. Цель нового формата образования - не знания (они становятся сопутствующим эффектом), а освоение разных видов деятельности, в процессе которой личность достигает образованности.
Всё образование начинает пониматься как осознанно организованная деятельность во имя достижения вполне определенных целей. И важно, что качество этого процесса можно определить по результату. Стандарты задают три вида образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. И если с первыми и третьими мы готовы работать в силу того, что личностные результаты были и раньше для нас значимы в рамках реализации всевозможных воспитательных стратегий, а предметные - были особым знаком качества работы каждого учителя-предметника, то метапредметные - поставили учителя в ситуацию профессиональной растерянности. Иногда это непонимание самого содержания метапредметного образования, а иногда – методологии.
Обратимся к словарю:
МЕТА... [от греч. meta - вслед, за, после, через] Первая часть сложных слов.
1. Обозначает уровень описания какого-нибудь объекта или системы (как правило, также описания), высшего по отношению к предыдущему описанию; "описание описания". Металингвистика, металогика, метаматематика, метаобозначение, метаописание, метапеременная, метасимвол, метатекст, метатеория, метаязык.
2. Обозначает выход за пределы чего-либо. Метагалактика, метагалактический, метафизика.
(Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998).
Толкование позволяет нам предположить, что «метапредметное» есть высшее по отношению к предметному, как к предыдущему. В то же время «метапредметное» является высшим, так как "выходит за пределы".
Вопрос в том, можно ли измерить и описать "выходящее за пределы"? Получается, что метапредметное содержание и объективно (предметно), и субъективно (личностно) - одновременно!
Таким образом, стремясь достичь метапредметного результата образования, мы не можем при этом не достигать и предметного, и личностного результатов. Это содержание и становится сейчас во главе образования. Договориться об этом содержании и технологиях его передачи ученикам – самая насущная потребность и необходимость.
В «Класс-Центре» этими вопросами занимаются давно. Многолетние эксперименты привели к созданию авторского образовательного проекта "Энциклопедия", который содержит в себе программу и технологию, направленные на достижение метапредметного образовательного результата.