Пресса о нас

Последние новости

Улыбка одна. Работа учителя - приходить не к стенам, а к детям (Учительская газета)

Учитель - это человек, который решил прожить свою жизнь, разговаривая с детьми. До, во время, после, вместо урока.
Сергей Казарновский

Статья в "Учительское газете" № 2 от 10 января 2017 года

Я работаю учителем 3 года. И по своему скромному опыту работы в школе могу сказать, что все учителя делятся на три типа. Условно назовем их так: педагог-фанатик, педагог-призвание и педагог-подражатель.

Для педагога-фанатика работа в школе дело всей жизни. Эти люди не видят в своей жизни ничего лучше их работы и стремятся на нее вновь и вновь! Для этого типа педагогов не составит сложности выйти на работу в субботу или после бессонной ночи. Мое мнение - нельзя в работе хоронить себя, необходимо развиваться во всех жизненных аспектах, а не только в тех, что приносят доход.

Ко второму типу я отношу педагогов-призвание. Эти люди привыкли общаться с родителями, с детьми, не видят своей жизни без удивленных на уроке детских глаз. Эти учителя всегда веселы, приветливы ко всем и каждому. Ответят на любые вопросы родителей и открыты, как книги, к общению. Их редко можно встретить в плохом настроении, и даже если встретить, то их улыбка внезапно озаряет лицо при встрече глаза в глаза. Этим людям можно позавидовать в их собранности, терпении к окружающим. Выйдя за ворота школы, эти учителя продолжают нести свет и тепло, встречая уже освободившихся от занятий учеников. А как их любят дети! Выпускники не оставляют этих учителей и частенько толпятся у порога кабинета. Этим педагогам с легкостью удается совмещать личную жизнь и работу, уделяя равное время и тому, и другому. В какой-то степени педагоги, умеющие разграничивать работу и личную жизнь, в моем лице заслуживают уважения.

Есть и третий тип учителей - педагоги-подражатели. Педагог-подражатель - это педагог, который добросовестно делает свою работу в строго отведенное для этого время, однако делает не потому, что очень хочет, а потому что в этой стране работают все и ему тоже надо. Для этого типа учителей школа - это только работа, и никакой эмоциональной привязанности. Этот учитель не выносит работу за пределы школы, а встречающиеся по пути ученики становятся для них тенью, на которых они не обращают внимания. Эти учителя нередко бывают возмущены поведением детей, родителей, администрации и всегда дома грозятся родным своим уходом, но утром они вновь на рабочем месте. Они игнорируют звонки родителей, аргументируя свои действия тем, что их рабочий день уже, увы, закончился. Но и этих людей нельзя винить в своем выборе.

Если бы вы спросили, к какому типу учителей я могу отнести себя, то я с уверенностью могу сказать, что в начале своего карьерного пути я была педагогом-фанатиком. Честно сказать, я уходила с работы тогда, когда меня выгоняла охрана. Проверка тетрадей, подготовка к урокам, написание конспектов уроков - все это я делала на работе. И не потому что у меня нет рабочего места дома или мне мешали родные, мне просто нравилось в моем кабинете, на моей любимой работе. Но очень скоро я поняла, что так жить я долго не смогу и меня настигнет педагогическое выгорание. Как раз этого я себе позволить не могла, ведь я прихожу на любимую работу не к стенам, а к детям!

Мне захотелось самореализации, найти что-то еще в образовании, вызывающее у меня такой же дикий интерес и притяжение. И с помощью моего председателя Профсоюза работников образования в своей школе я его нашла! Палочкой-выручалочкой стал Совет молодых педагогов Южного округа при ТПО ЮАО. В тот момент случилось перерождение педагога-фанатика в педагога-призвание.

До сих пор мне с трудом удается совместить личную жизнь и любимую работу, но школа уже потеряла для меня тот самый фанатичный интерес. Круг моих друзей-коллег и знакомых увеличился, мы стали видеться, делиться опытом. В общении с родителями моего класса я не скуплюсь на слова. Мне нравится чувствовать, что между нами есть связь, что ни им, ни мне не безразличны на воспитание и обучение их детей. Однако опыт берет свое - я уже не доступна для родителей 24 часа в сутки, мне звонят на мобильный телефон только по срочному делу, в школе я не засиживаюсь, если понимаю, что есть дела серьезнее. Я научилась расставлять приоритеты.

Но я считаю, что, выходя за школьные ворота, учитель может сменить брюки на джинсы, а пиджак на растянутый свитер с капюшоном. При том при всем, встречая детей, приветствовать их и улыбаться той же самой улыбкой, что и в стенах родной школы.

Быть учителем, педагогом - это не значит поставить на себе клеймо, но и на аморальные поступки этот человек не должен быть способен. Я, например, не могу представить себе учителя, который учит детей не мусорить в городе, но, промахиваясь мимо урны, проходит мимо. Или говорит о вреде курения и алкоголя и выходит курить на перемене. Как ребенок будет придавать значимость тому, что говорит учитель, если сам учитель плевать хочет на общепринятые нормы?

Я не случайно использовала в эпиграфе цитату всем известного директора «Класс-центра» Сергея Зиновьевича Казарновского. Два года назад мне довелось посетить его школу с Советом молодых педагогов Южного округа и ознакомиться с его мыслями относительно работы учителя. И то, что он сказал, действительно поразило меня, ведь я никогда об этом не задумывалась, но насколько же он прав! Мы действительно все время разговариваем с детьми, и еще важно то, что мы обязаны быть в ответе за то, что говорим и делаем.

Если рассматривать педагога как понятие круглосуточное, то говоря о трех типах, которые я для себя выделяю, могу с уверенностью сказать, что да! Педагог - это человек, который занимается профессиональной и воспитательной деятельностью и в рабочее время, и в нерабочее! Однажды вечером мне позвонила одна из родительниц моего класса и сказала, что ребенок не пришел домой с группы продленного дня. Сказать, что я испугалась, - вообще ничего не сказать! Время семь вечера, зима, на улице уже темно, его телефон не отвечает. Мы искали ребенка по району вместе с его мамой. Слава богу, что он оказался в целости и сохранности. Пошел в гости, забыв предупредить родителей. Одни коллеги мне сказали, что это не рабочее время, а значит, поиск ребенка не входит в мои обязанности. Другие - что без моей помощи родители отчаялись бы, и хоть я его и не нашла, я не оставила переживать мать в одиночестве. Я же считаю, что, если бы эта родительница мне в три часа ночи позвонила, я бы, не задумываясь, выскочила из дома. Фанатизм ли это? Нет. Это долг.

Говорят, что работа учителя одна из самых сложных, ведь мы все время несем ответственность за детей. На перемене после урока за короткий срок должны успеть подготовиться к следующему уроку, выставить отметки, ответить на возможные вопросы детей, а может, и подежурить еще в коридоре. Но знаете, в школах так много молодых педагогов! Мы не боимся ответственности и сложностей, мы быстро адаптируемся к изменениям в образовании! За молодыми педагогами будущее образование страны.

Диана ПЛАНКИНА,учитель начальных классов гимназии №1552, призер конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»

Источник:

Поделиться: