Яркие события
Сергей Гурьев о спектакле "Отцы и дети"
Ученики 9 класса "Б" посмотрели спектакль "Отцы и дети" в Театре им. Е. Вахтангова. Один из учеников - Сергей Гурьев - рассказывает о постановке.
Гурьев Сергей: Недавно мы с классом ходили в Театр им. Вахтангова, где я посмотрел спектакль "Отцы и дети". Показ спектакля проходил в рамках биеннале театрального искусства. Театр им. Вахтангова предоставил свою сцену для этого мероприятия. Спектакль поставил режиссер Дмитрий Зимин (Свердловский государственный академический театр драмы).
Основная идея спектакля - это борьба характеров, борьба нравов, как между молодыми людьми: Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым, так и внутренняя борьба с самим собой Евгения Базарова.
Главными героями спектакля были Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Они очень разные. Базаров - взрывной, борец за новую жизнь, нигилист, он готов ломать прошлое, не оглядываясь. Аркадий Кирсанов - романтик, чувственный молодой человек, готов спорить со своим другом, хотя тот склоняет его к своим взглядам. В итоге Аркадий отделяет себя от общества Базарова. Базаров, несмотря на его показанное поведение, на самом деле чувствует какую-то вину за свои действия, за то, что он готов ломать все на своем пути.
Мне больше всего понравился Аркадий Кирсанов. Он романтик в душе, очень порядочный, скромный, хорошо играет на гитаре. Несмотря на то, что его друг Базаров пытался склонить Аркадия к нигилизму, тот все-таки выстоял, не поддался этим взглядам.
Мне особенно запомнилась сцена дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Причиной дуэли стала ревность к Фенечке. Павел Кирсанов вызвал Базарова на дуэль. Дуэлянты стояли по диагонали, и у них не было секундантов. Когда Базаров выстрелил, он ранил Кирсанова в ногу и тут же бросился его перевязывать. Мне был интересен момент выстрела, то, как его обыграл режиссер. Ассистент в момент выстрела ударил доской по сцене и это был выстрел. Я думаю, что расположение дуэлянтов не случайно. У Кирсанова и Базарова диагонально противоположные взгляды, и расположение их на сцене еще раз подчеркивает этот факт. Дуэль обнажает чувства Базарова, которые он тщательно пытался скрыть отрицанием.
Сценическое оформление спектакля меня очень поразило. Огромное пространство, ограниченное большими деревянными балками в форме дома, сначала кажется лишним. Герои теряются в этом пространстве. Но в этом пространстве на контрасте с незначительностью остальных героев очень сильно выделяется фигура главного героя Евгения Базарова. Массивные передвигающиеся балки, которые то опускаются, то поднимаются, подчеркивают ритм спектакля, обозначают определенные переходы. Во втором акте эти балки сложены крестом, а главный герой в это время находится в доме родителей. Оформление пространства в этом случае подчеркивает безусловную любовь родителей к своему сыну, их жертвенность по отношению к нему. Но Базаров пренебрегает этой любовью. В конце спектакля в глубине сцены вдруг появляется наклонная поверхность, которая говорит нам о катастрофе жизни главного героя.
Музыкальное оформление спектакля я бы хотел особенно отметить. Режиссер хорошо подчеркивает атмосферу нигилизма вокруг главного героя с помощью творчества современных групп «Ленинград» и «Аукцыон». Так, песня группы «Аукцыон» "Далеко", которую Базаров напевает в доме родителей, уводит его в небытие. Эта песня создает определенное настроение, в конце звук песни усиливается и на этой ноте завершается жизнь борца, который в последний момент понял свои ошибки, но исправить их уже не успел.