Новости
Последние новости
-
17 декабря
Показ по актерскому мастерству у 3Б
-
-
18 декабря
Товарищеские матчи по футболу и волейболу
-
-
18 декабря
Экзамен по барабанам
Почему дети в нашей школе используют телефоны только для связи
Цифровые технологии, развитие которых напоминает взрыв, не только меняют наш образ жизни и дарят нам новые способы общения, но и решительно перекраивают наш мозг, наши нервные клетки изменяются, выбрасывают нейротрансмиттеры и объединяться в новые сети. Невероятно, что это происходит прямо сейчас — причем в невиданном прежде темпе. Надо полагать, с того самого момента, когда первобытный человек догадался облегчить себе жизнь при помощи орудий труда, человеческий мозг не переживал таких быстрых и радикальных перемен.
Исследования говорят, что окружающий мир непрерывно преображает наш мозг, изменяя его устройство и функции, — и в итоге можно дойти до точки невозврата. Как известно, нормальное развитие мозга требует, чтобы соблюдался баланс между влиянием материальной, вещественной среды и общением с другими людьми. Если чего-то одного недостает, нейроны будут неправильно связываться друг с другом и активироваться не так, как нужно. Хорошо известный пример — зрительная сенсорная депривация.
Столкновение с новыми технологиями влияет на мозг и оставляет в нем глубокий след — особенно тогда, когда мозг молод и пластичен.Поэтому влияние извне, которому ежедневно подвергается мозг, играет решающую роль в его работе. И так важен баланс стимулов!
Опасность кроется в том, что приспосабливаясь к новым технологиям, мозг теряет базовые социальные навыки. Нам все труднее считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию по едва заметному жесту. Современные исследования показывают, что каждый час, проведенный за компьютером, на полчаса сокращает время общения лицом к лицу. С ослабеванием механизмов, управляющих контактами с другими людьми, наше социальное поведение ухудшается, и мы начинаем ошибочно толковать (или даже не улавливаем вовсе) «негромкие» невербальные сообщения.
Ранний подростковый возраст — решающая стадия взросления: в это время мозг делает шаг от конкретного мышления к абстрактному. Именно в это время дети учатся улавливать чужое эмоциональное состояние, погружаться в чувства другого, сочувствовать — развивается способность к эмпатии. Но от сидения перед смартфоном в наушниках, возрастают шансы, что в мозгу не разовьются нейронные сети, позволяющие преодолеть этот рубеж в развитии личности.
Компьютерные игры, на сегодняшний день, это огромная индустрия. В ней работают очень сильные профессионалы: психологи, маркетологи и т.д. Они делают супер качественный продукт, а современные технологии позволяют их легко загрузить в свой смартфон. И целый мир легкодоступных и разнообразных зрительных и слуховых стимулов оказывается, буквально, в кармане! Этот мир легко дарит новые и новые удовольствия. Но важно также понимать, что за чувство удовольствия, которое приходит немедленно или долгое время спустя, отвечают разные участки мозга. Когда мы принимаем решения, способные немедленно удовлетворить наши нужды, включаются центры эмоций в лимбической системе мозга. Но мысли о будущем эти центры не затрагивают — там, где дело касается «награды, отложенной на потом», приходится задействовать логический аппарат в лобных долях и теменную кору.
Есть ряд исследований показывающих, что компьютерные игры снижают активность в лобных долях мозга. Во время игры повышается кровяное давление, растет пульс и вегетативная нервная система получает свою дозу гормонов стресса — вроде адреналина, который выбрасывают надпочечники в моменты опасности. Поэтому хроническое увлечение играми грозит неприятностями и мозгу, и организму в целом.
Младшее поколение игроков — самое уязвимое: воздействие игр на их мозг особенно велико. А в среднем дети и подростки играют за компьютером по полчаса в сутки и больше.
Компьютерные игры затягивают и интеллектуально, и эмоционально, поэтому впасть в зависимость проще простого. Дофаминовая система мозга подстраивается под новый стимул, и человеку хочется играть снова и снова. Такой механизм привыкания — свойство многих цифровых технологий. Особенно интерактивных.
После такого интенсивного напряжения, закономерно, наступает следующий этап-расслабление. Когда мозг переключается с задачи на задачу, нейронам требуется пауза. Пауза отнимает время, и эффективность работы мозга падает. И если компьютерная игра происходит на время перемены, то пауза приходиться как раз на урок, а если точнее, то на первые 25 минут занятия.
Компьютерные игры сами по себе вовсе не зло в чистом виде: люди разного возраста играют в них и получают удовольствие. Компьютерные игры в умеренных дозах обогащают наше сознание и совершенствуют отдельные когнитивные механизмы. Игры (опять-таки в умеренных дозах) повышают способность распознавать образы, заставляют мыслить системно и прививают организаторские способности. Другие цифровые технологии перевернули наши представления о том, как можно общаться, вести дела и выстраивать взаимоотношения с людьми. Проблема в том, что трудно определить грань, за которой веб-поиск, игры и переписка начинают нагружать мозг сверх меры. Чтобы преуспеть и в играх, и в жизни, полезно научиться терпению и находить толк в таких занятиях, которые не приносят немедленной награды. Хорошая новость состоит в том, что когда ребенок это осознает, он сделает новый шаг в своем развитии. Мы хотим содействовать им в этом. Поэтому наша позиция в этом вопросе -это создать развивающую среду и свободное пространство. Надеемся на ваше понимание и сотрудничество в этом. Как в школе, так и дома. После большой перемены, где мы обсуждали новое школьное правило, было много очень хороших вопросов у детей. Эта тема им интересна, им важно разобраться, понять.
Дорогие родители, пожалуйста, не оставляйте на самотек, обсуждайте плюсы и опасности, вырабатывайте правила совместно с детьми. Вам в помощь приложения которые могут помочь с организацией виртуальной жизни и развитием компьютерной грамотности ребенка, такие как Family link и др.
У школьников собирают телефоны перед входом в класс. Репортаж программы "Вести"