Яркие события
Победители конкурса рецензий Детского Weekenda фестиваля "Золотая маска"
Присланные на конкурс рецензий детского Weekenda фестиваля "Золотая маска" работы оценивало жюри: переводчик Ольга Варшавер, писатель и литературный критик Дарья Варденбург, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД Алексей Гончаренко и театральный критик, редактор портала «Театр — детям» Марина Шимадина.
В результате были выбраны пять лучших рецензий в трех возрастных категориях. Среди победителей - ученики "Класс-Центра":
Вартичан Александра, 5 "А" — рецензия на спектакль "Театр теней Офелии", театр-студия "Грань", Новокуйбышевск
Лищенко Вероника, 5 "А" — рецензия на спектакль "Театр теней Офелии", театр-студия "Грань", Новокуйбышевск
Ангелина Кублицкая, 9 "Б" – рецензия на спектакль "Я хочу в школу", РАМТ.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Рецензия Александры Вартичан (5 класс «А») на спектакль «Театр теней Офелии», театр «Грань» (Новокуйбышевск)
Мы погружаемся в мир одного маленького города, в котором живут обычные жители, с ничем не примечательными судьбами. Но всех их объединяет одно – они любят ходить в театр. Это провинциальный театр, но актеры в нем «живые» и они дарят такое тепло, что жизнь жителей маленького городка озаряется светом. В таком театре как раз работает суфлером одна непримечательная женщина по имени Офелия. Она счастлива, что может быть маленькой искоркой великого искусства.
По характеру она была очень добрая, скромная, замкнутая и мечтательная…
Так шла ее жизнь спокойно и безмятежно. Но настало время, и жители этого городка изменились, и интересы их тоже поменялись, они стали все меньше и меньше ходить в театр. И настал тот день, когда театра не стало.
Все актеры и Офелия покинули театр. Офелия состарилась в одиночестве.
Но в какой-то момент одиночество прекратилось и к ней стали приходить тени. Их было так много, что казалось, их некуда было поместить, но Офелия никому ни разу не отказала. И тут пришла идея – весь свой нерастраченный театральный талант посвятить театру, необычному театру – театру теней. Тени тоже могут быть замечательными актерами.
Но игры с тенями плохо заканчиваются… И Офелию посещает самая большая тень. Это была смерть. Она предложила Офелии самую большую и значимую роль в ее жизни, и Офелия согласилась. Так она и ее театр теней оказались на небесах. И не исключено, что Сам Господь Бог иногда приходил смотреть небесные комедии Театра теней Офелии.
В постановке были задействованы следующие актеры: Рассказчица, Сверчок и мимы.
Особенно мне понравился Сверчок с виолончелью. Актер, исполняющий эту роль, был замечателен. Перед началом спектакля он был неподвижен и всех нас заинтриговал. Необычайно добрый и словооходчивый, любил вспоминать давно ушедшее прошлое.
Еще очень выразительно появлялись тени. Самое яркое появление было третьей тени, когда она пыталась попасть в дом Офелии. Это было довольно смешно, так как она пыталась залезть на гору вещей, но у нее ничего не получалось и можно было увидеть разные ЭМОЦИИ тени.
Техническое воплощение теневого театра было необычным и, в некоторых моментах, я не могла понять, как это происходит. Тени жили сами! Это было здорово!
Для того, чтобы передать атмосферу далекого, одинокого городка был использован макет, который воссоздавал узкий мирок- с маленькими домишками, церковью на площади и театром.
Но самое главное хотелось бы отметить речь режиссера перед началом спектакля. Цель данного обращения была в том, чтобы настроить зрителя на правильный лад, остановится и заглянуть в себя. Мы все живем в своем маленьком мирке, но сумасшедший ритм жизни не дает нам заглянуть в себя и задуматься о вечном.
Я не могу сказать однозначно понравился или нет мне спектакль, потому что он был очень грустным и медленным, и я была не готова к такому тянущемуся действию, словно песочные часы в безгравитационном пространстве. Может быть, это было связано с тем, что мы с мамой очень торопились к началу, а когда пришли нас попросили расслабиться и вспомнить хорошие моменты из жизни. А мне хотелось ускорить действие. Но, не смотря на все это, после спектакля у меня было умиротворение и радостное настроение.
Рецензия Вероники Лищенко (5 класс «А») на спектакль «Театр теней Офелии», театр «Грань» (Новокуйбышевск)
В имени Офелия есть что-то греческое.
Я почему- то ждала историю из старого мифа и античный акрополь на спектакле «Театр теней Офелии», который мы смотрели в рамках фестиваля «Золотая маска». Но мраморных статуй не было, был только старый немецкий городок и старушка Офелия. Городок из тех, что попав в такой, сразу понимаешь - эти жители, эти дома - последние. Сюда больше никто не приедет, жизнь увяла, битва проиграна, не начавшись. А Офелия из тех, кого забыли, кого может сдуть лёгкий ветерок, из тех людей, кто говорит только с Богом.
Этот трогательный до самых дальних закоулков души, вызывающий слёзы у тех, кто никогда не плачет, спектакль о ценности. О хрупком мире, который нельзя потерять просто так. И о том, что всё это для тех, кому принадлежишь ты и твоё сердце. Без этого никак!
Офелия всегда была влюблена в театр. Она работала суфлёром, из-за слабого голоса, вечерами в маленьком театре старого городка. Но театр закрыли, город забросили, Офелия осталась одна, ждать смерти. Тут и появились тени. Бездомные и никому не нужные. Может когда-то они кому то принадлежали, а может всему научились у людей. Старушка приютила всех, научила тому, что любила даже больше театра - великим словам поэтов. Теперь у неё настоящий театр- театр теней. И вот Офелия, тени и чуть-чуть Бог, стали путешествовать и показывать представления. Театр теней был известен на весь мир, когда за старушкой пришла смерть. Она с лёгкостью её приняла, ведь ее предназначение выполнено- она создала свой театр. Такую историю сочинил сказочник Михаэль Энде, рассказали нам актёры.
Самая трогательная мизансцена - это старение города, грусть Офелии. Было интересно наблюдать за движением человечков на макете города. В крошечном городке наступает вечер, люди приходят смотреть спектакль, актёры выходят на сцену, проходит время, и жители уезжают, домики рушатся, Офелия остаётся одна. Всё это наблюдаешь со слезами на глазах и болью в сердце. Самое трагичное и пугающее в том, что главная героиня жива, все это на глазах. В какой-то момент понимаешь, что на месте неё хотелось бы умереть.
В спектакле участвовали рассказчик - гномик с контрабасом, два шута осуществлявшие жизнь в городе, помощники, отвечавшие за театр теней и девушка - ангел хранитель Офелии, а может и Бог, рассказывающий это историю. Мне нравится идея создания последней: девушка придавала Офелии ценность, хрупкость. В игре актёров были и минусы. Стихи читали наигранно волшебно, упрощённый для детей текст разрушал обстановку. Некоторые движения не естественны, но в целом - всё хорошо.
В спектакле отличные декорации! Чего только стоит мастерски выполненный макет городка и кукла Офелии. На актёрах красивые дизайнерские костюмы. Из всех немногочисленных театров теней, которые я видела, этот был самый лучший! На баннерах (если можно так выразиться) по бокам от сцены, тени общались с Офелией, проплывал кит, всходила луна, а гномик с контрабасом рассыпал звёзды. Я советую этот спектакль всем. Советую так же, как Маленького Принца. Смысл жизни в том, чтобы кому то принадлежать. Как Принц принадлежал возлюбленной розе и как тени - Офелии. А может и Офелия теням. Не важно. Главное, что они не одиноки!
Рецензия Ангелины Кублицкой (9 класс «Б») на спектакль «Я хочу в школу!», РАМТ (Москва)
Недавно я ходила в театр РАМТ на спектакль «Я хочу в школу», поставленный по одноименной повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Он произвел на меня не однозначное впечатление. В этой постановке режиссёр пытается сказать о том, как важно чтобы школьное образование развивало индивидуальность каждого ученика. Эта идея мне очень близка. И поэтому спектакль, несущий такой посыл, мне не мог ни понравиться.
Школа - это огромный мир, очутившись в котором ты творчески развиваешься, формируешь и высказываешь свое мнение и, самое главное, ты учишься свободно думать. Твоё сознание отягощается не только формулами и теоремами, ты, прежде всего, насыщаешься образами, яркими картинами, в общем, учишься по-своему интерпретировать этот мир. Какое искреннее счастье испытываешь, когда рождённая в голове идея находит своё воплощение в школьном спектакле, в танце, в стихах, в сочинениях или в разработанном тобой проекте. Здесь мы становимся единым целым, одним организмом, где каждый, безусловно, яркая личность. Ведь не зря же говорят, что не бывает бывших учителей, как и не бывает бывших учеников. Мы просто становимся старше, но продолжаем учиться.
На мой взгляд, актеры хорошо справились со своими ролями. Но, несмотря на достойную актерскую игру, было сложно воспринимать персонажей как настоящих людей. Возможно, это ощущение связано со странной режиссурой в этом спектакле. Все герои были показаны очень однозначно и являлись не личностями, а собирательными образами. В этом спектакле режиссер разделил всех персонажей на плохих и добрых. Но в настоящем мире все далеко не так однозначно и просто. Подобный прием хорошо работает в детских спектаклях, где нужно доходчиво объяснить детям мораль. Сформировать представления о добре и зле в детском сознании. Но этот спектакль заявлен как спектакль 12+, и ориентирован на подростковую аудиторию. Мне кажется, что можно было сделать все не настолько прямолинейно. Собирательным образом преподавателя стала так называемая «Злыдня» - непонимающее чудовище, которому доставляет удовольствие ставить двойки. А из обычного школьника сделали глупое и бесчувственное существо.
На мой взгляд, любые попытки загнать многообразие человеческого сознания в узкие рамки стереотипов, обречены на провал. В современном мире гораздо важнее становятся ценности, которые каждый из нас несёт в этот мир. Как мы воспринимаем окружающее пространство, делаем ли его лучше и что привносим нового, доброго и прогрессивного.
В этой связи интересно поговорить о главных героях. В одноименной книге они являются самодостаточными персонажами, а в спектакле из них слепили хорошую команду, между тем, как по отдельности, они переставали существовать. Конечно, важно отметить то, что эти ребята просто отличная команда. Но в спектакле на это сделан слишком большой акцент, который обезличивает их. Друг без друга эти персонажи перестают существовать. К тому же характеры главных героев плохо раскрыты. Можно простить, если в постановке не до конца раскрыты второстепенные персонажи, но раскрыть характеры и объяснить поступки главных героев режиссер обязан. Мне кажется, что зарисовке главных действующих лиц нужно было уделить больше внимания.
И теперь перейдем к самой, на мой взгляд, слабой части спектакля, к мотивации персонажей. Я считаю эту часть самой слабой, по причине... ее отсутствия)) На вопрос: «Почему или зачем тот или иной персонаж что-то сделал?» - ответа ты не получишь. Тебе останется лишь додумывать и догадываться. А подобные недосказанности нередко дают совершенно противоположные результаты, как, например, во всем известной фразе, где в зависимости от расстановки знаков препинания, меняется смысл: «Казнить нельзя помиловать», но это уже совсем другая история...
Так же нужно отметить, что этот спектакль ориентирован на прочитавших книгу зрителей, в противном случае тебе будет понятно далеко не все. Хотя театральная постановка, по-моему, это совершенно самостоятельный жанр творчества, имеющий массу выразительных средств, которыми можно увлечь зрителя с самого начала, пронеся его интерес и внимание через все происходящие в спектакле события.
Поговорим о художественном оформлении: костюмах, декорациях, освещении и, отдельно, о музыке. Костюмы в спектакле мне понравились. Они были похожи на повседневную одежду, это помогало мне поверить в происходящее. И все бы было хорошо, если бы не буквальное разделение на серое и, в данном случае, цветное. Зрителям сказали прямо: обычные школьники серые и неинтересные, а дети из творческой школы - это личности в цветной одежде. И потом, когда творческие дети стали учиться в обычной школе и, соответственно, потеряли себя, зрителям сказали об этом очень прямолинейно, их переодели в серое. Мне не понравился такой примитивный приём, основанный на клишированном представлении о том, что серый цвет, цвет обыденности. Режиссер хотел поговорить со зрителем об индивидуальности и оригинальности, поэтому использование серого цвета для художественной иллюстрации внутренней ломки мировоззрения подростков я считаю слишком поверхностным.
Переходим к декорациям. Мне декорации понравились, они были большими, хорошо читались с любого ряда, легко трансформировались, что позволило актерам работать на разных уровнях. Так же важно отметить, что и не отвлекали слишком много внимания на себя. Освещение и музыка тоже мне понравились. Использованные в спектакле композиции молодой американской рок-группы Panic! «AttheDisco» звучат очень современно, при этом слышатся классические мотивы, которые не оставляют равнодушными уже много поколений. По признанию самих музыкантов, они стремятся исполнять музыку, которая поможет тебе стать немного счастливее, хотя бы на время ее звучания. На мой взгляд, музыкальное сопровождение спектакля очень гармонично дополняло происходящее на сцене, добавляя яркости в постановку.
И еще немного хочется сказать о финале спектакля. Я была очень рада открытому финалу. Где-то в середине постановки в мою душу закрались опасения, что финал может оказаться слишком наивным... В заключении, я очень рада, что финалом стала светлая грусть, которая как бы не ставит буквальной точки в конце истории. И будь моя воля в решении судьбоносных вопросов, я бы расставила знаки препинания не иначе как: «Казнить нельзя, помиловать!»
В общем, не смотря на все недочеты, мне спектакль понравился. Со сцены представление смотрелось ярко и надолго мне запомнилось. Также сделаем скидку на то, что спектакли для подростков еще не очень освоенное направление в театре. Я считаю, что постановку нужно немного доработать, но даже сейчас спектакль достойный.