Каждую неделю для вас выбирает стихотворение Анна Аркатова, поэт, филолог, выпускница Литературного института им. А.М. Горького, член Союза писателей Москвы, автор семи поэтических книг.
Александр Беляков (род. 1962)
***
мы устали потому что мы
пребывая в ласковом уме
вырезали звездочки из тьмы
чтоб мерцали звездочки в окне
видимо в любые времена
вымыслы прозрачней чем дела
даже если звездочка темна
дырочка от звездочки светла
2021 г.
Перед вами восьмистишие одного из самых замечательных современных поэтов — Александра Белякова. Надо сказать, что восьмистишие становится (или уже стало) одной из основных модельных форм новейшего стихосложения. Я бы сказала – идеальной формой! По замечанию критиков – эдакий усеченный сонет, живущий по своим законам. Неужели всё так упрощается? Нет, это только кажется. На самом деле – просеивается и кристаллизуется. Усиливает напряжение. Если вам знакомы термины тезис и антитезис – то вот первое четверостишие это тезис – а второе соответственно а/тезис. Вдох и выдох. И всё. И гуляйте, потрясенные смыслом. А намеренно простые рифмы – это лыжная смазочка, незаметный ускоритель. А теперь к рукоделию – возьмите ваши звездочки и наполните их своим смыслом – возможно он совпадет с авторским…
Из истории столовых приборов
ЛОЖКИ И ЛЕПЁШКИ
Даже у тех народов, которые едят руками, обязательно существует по крайней мере один столовый прибор. Это ложки, предназначенные для жидкой пищи. Кроме того, любое приготовленное кушанье нужно разделить — разложить по тарелкам, мискам, половинкам кокосовой скорлупы, раковинам и т. п.
Ложка ведёт своё происхождение скорее всего от черпака, которым набирали воду из колодца. Он мог выглядеть по-разному, например как горшок с прикреплённой к нему палкой. Примерно такими приспособлениями — только малых размеров — оказалось удобно зачерпывать горячую похлёбку, не обжигая рук.
Ложки с разных концов света — обязательный и живописный экспонат любого этнографического музея. Они могут быть из покрытой резьбой кокосовой скорлупы или красивых, отливающих перламутром морских раковин — и то и другое с островов южных морей; из половинки страусинного яйца — бушменские; фарфоровые — китайские; вырезанные из дерева — европейские, а среди них особой красотой выделяются расписные русские ложки.
Долгое время ложка оставалась единственным столовым прибором русского крестьянина, и куда бы он ни отправлялся, всегда носил её за голенищем. Резали ложки из дерева и в Германии, и в Скандинавских странах, но овальные, с чуть заострённым концом. В России же до сих пор сохраняется традиционная круглая форма, хотя деревянными ложками давно никто не ест, а держат их как украшение. Наши соотечественники придумали для них и не совсем обычное применение — в качестве музыкального инструмента в ансамблях ложкарей.
Интересный способ еды можно наблюдать в Южной Индии. Отрывая кусок тонкой лепёшки чапати, из него делают что-то вроде совочка, зачерпывают им еду и всё это отправляют в рот. Получается очень удобно — совсем как ложка, только еще и съедобная.
«Кулинарные традиции Мира: современная энциклопедия»