Пресса о нас
Последние новости
-
17 декабря
Показ по актерскому мастерству у 3Б
-
-
18 декабря
Товарищеские матчи по футболу и волейболу
-
-
18 декабря
Экзамен по барабанам
Необыкновенная история о цветах и родительской плате
"Учительская газета", №35-36 от 1 сентября 2015 года
Накануне нового учебного года педагоги и родители обсуждают не только материальные, но и некоторые этические проблемы. Например, стоит ли тратить деньги на приобретение букетов для учителей или отдать их тем, кто нуждается, например, детям-инвалидам, детям-сиротам, а может быть, и благотворительным фондам, которые передадут их малоимущим. Эту тему обсудили в своей переписке директор школы №686 Сергей КАЗАРНОВСКИЙ и выпускница этой школы, а теперь мама ее сегодняшних учеников, создатель и руководитель «Зеленой школы» в Парке Горького Ксения БУДИНА.
Ксения БУДИНА:
- Сергей Зиновьевич, у меня есть один вопрос-предложение. Несколько дней назад наткнулась на такое вот объявление фонда помощи хосписам «ВЕРА: «Что такое 1 сентября? День знаний, букетов, мелков, желтых листьев, встреч с друзьями. А он может стать еще и днем дружелюбия, заботы, днем доброты и внимания. Год назад, в августе, педагог одного из московских лицеев Ася Штейн предложила родителям своих учеников не приносить в этот день цветы, а сумму, равную стоимости букета, перевести тем, кому нужнее, потому что букетов всегда больше, чем один человек сможет унести домой, и многим учителям очень грустно видеть, как цветы, на которые были потрачены деньги, время, умирают в классе. Это предложение неожиданно вызвало бурю эмоций и даже споров, но результат оказался поразительным: ученики почти 30 столичных школ решили посвятить свое 1 сентября пациентам хосписов и в общей сумме собрали более полумиллиона рублей! Эти деньги были потрачены на помощь детям, пациентам детского хосписа. В этом году мы снова приглашаем вас присоединиться к первосентябрьскому флешмобу «Дети вместо цветов» в поддержку детского хосписа. «Именно эти дети делают нас добрее, честнее, учат нас самих быть более настоящими. Чем больше внимания мы уделяем детям, которые тяжело болеют, тем ценнее и милосерднее наши собственные дети. Важно не сколько мы соберем, а то, кто принимает участие в сборе. Это учителя, родители и дети - те, кто формирует наше будущее», - говорит Нюта Федермессер. Мы будем бесконечно рады и признательны, если вы учитель и тоже решите присоединиться к акции «Дети вместо цветов» или поделитесь идеей с друзьями или знакомыми родителями. Можно предложить родителям сразу переводить деньги в фонд или собирать их в классе. Можно собирать средства на работу всей выездной службы или для конкретного ребенка. Мы уверены, что такой день запомнится надолго и станет одним из лучших». Я опубликовала это объявление в группе на Фейсбуке «КлассЦентр проекты», и многие участники группы очень поддержали идею принять участие в акции. Суть акции в том, что первого сентября дети не несут каждый по букету в школу, а сдают деньги, не потраченные на букеты, для помощи детскому хоспису. Обсудив немножко, мы поняли, что выглядеть такая история может так:
Принять участие предлагаем средней и старшей школе (дети начальной школы, как правило, очень трепетно относятся к этому букету на первое сентября, так что пусть несут все, хотя им тоже можно предложить участвовать, в общем, по желанию).
Остальные дети несут на первое сентября по одному цветку и в классе собирают цветы в букет и дарят классному руководителю.
На родительской перемене родители по классам собирают деньги, и, возможно, мы немного говорим об этом (можете вы сказать что-то, могу я, можем пригласить представителя фонда).
Собранные деньги отвозим (несколько родителей) в офис фонда на «Аэропорте».
В один из дней сентября сотрудник фонда может приехать на встречу с детьми, чтобы рассказать о сути акции, в которой все приняли участие (для этого можно собрать всех на директорской перемене - ведь она бывает в сентябре?). Мы хотели бы понять, что вы думаете обо всем этом, может, сделать некое объявление-предложение для всей школы на сайте «КлассЦентра», где описать идею, и если класс хочет принять участие, то в этом же объявлении дать контакт того координатора (меня, например), кто разъяснит, как принять участие.
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ:
- Не могу понять, но что-то в этой истории мне кажется не совсем точным. Так же, как я не имею, по сути, отношения к цветам, а точнее к родительским деньгам (ключевое слово), так я не могу иметь и отношения к тому, куда их тратить. Но я не приемлю эту кухню: флешмоб из сострадания, а именно про это говорится в обращении. Я не люблю игру в слоганы: «Дети вместо цветов», потому что эта акция, на мой взгляд, никакого отношения к детям не имеет. И какая связь между цветами 1сентября и состраданием к тем, кто в нем нуждается? По сути, вы предлагаете нести в школу деньги вместо цветов.
Когда несколько раз в прошлом году наши дети зарабатывали деньги, продавая свои поделки на школьной ярмарке и эти деньги шли в благотворительные фонды - это было понятно! Это абсолютно воспитательный процесс.
Когда мы делали благотворительный вечер для инвалидов и наши дети участвовали в этом, в том числе выступая вместе с ними, - это тоже понятно. Когда много лет подряд мы организовывали праздники 1 июня, в День защиты детей, вместе с детьми с другими физическими возможностями, тем самым давая им ощущение их абсолютной ценности для всех вокруг, - это тоже понятно.
Когда в наших классах учатся ДРУГИЕ дети, например с синдромом Дауна, а наши дети также делают все возможное, а точнее не делают ничего, - в итоге ДРУГИЕ чувствуют себя обычными детьми - это также понятно. Дети 3-го «А» класса вместе с родителями в этом году сделали фантастическую картину из обычных цветных пластиковых пробок и решили передать ее в центр Чулпан Хаматовой. Отличная идея! Когда наши старшие выступали несколько раз перед жителями хосписа Веры Миллионщиковой - это тоже было проявлением сострадания. Наш выпускник Митя Волков на свои деньги поддерживает реабилитационный центр инвалидов «Перспектива». Это тоже понятно.
Восьмиклассник нашей школы написал статью в «Psychologies» и часть полученного первого в жизни гонорара направил нуждающимся людям. И вот это понятно. Но когда предлагают вместо цветов 1 сентября учителям нести в школу РОДИТЕЛЬСКИЕ деньги для вообще-то очень благородной цели, это вызывает вопрос: а зачем цветы-то носили прежде? В чем для детей был смысл? И почему это вообще должно быть связано? Ведь цветов от чистого сердца не бывает в избытке! И если их все невозможно унести домой (а почему их нужно уносить домой?), пусть они украшают школу как можно дольше, напоминая об этом дне - дне надежды на то, что пребывание в школе может быть счастливым временем! А великие артисты, усыпанные «бессмысленными» цветами? Так можно и до других «бессмысленных» ритуалов - традиций с цветами дойти! И главное, какая связь?
В преддверии моего юбилея мне позвонила Наташа Чернова, журналистка из «Новой газеты», и сказала, что долго раздумывала над подарком для меня и придумала: она от моего имени сделала взнос в фонд «Вера», а потом пришла с цветами ко мне. О, подарок! Чувствуешь разницу, Ксения?! Что мешает каждому родителю это сделать вместе со своим ребенком в любой день (не нужно тут объединять никакие усилия, делая из этого акцию), хоть в День защиты детей, совершая вместе с детьми важную душевную работу?! Что и есть благотворительность! О такой душевной работе мы и печемся все время в школе. Но замена цветов на деньги не имеет к этому никакого отношения. К тому же сострадание - это интимное дело! Это не флешмоб! И не нужно в него играть! Делать благое дело нужно тихо и правильно! Это моя позиция, если хочешь!
Ксения БУДИНА:
- Сергей Зиновьевич, спасибо вам большое за потраченное время и такое подробное описание вашего отношения. Я согласна с вами, что добро нужно делать очень тихо. Правда, иногда нужно сделать что-то видимое, чтобы те, кто еще не видит, как можно делать добро, увидел это и, может быть, последовал. Мне показалось, что история с цветами не самая плохая, но, доверяя вашему опыту и отношению, соглашаюсь, что, наверное, не стоит превращать все в этот самый флешмоб (да и вообще я согласна, что «флешмоб» - слово тут неуместное какое-то). Поскольку многим мамам эта идея пришлась по душе, возможно, какие-то классы так сделают. Посмотрим!
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ:
- Понимаешь, Ксения, уверен, что может быть абсолютно иная позиция. Отбросим все «слюни» и примем за точку отсчета идею, что деньги все равно важно собирать. И это факт. Они нужны для многих категорий больных людей, и для детей также. Нормальная идея - подключить в эту историю детей, соотнести ее с каким-то массовым событием! Но тогда детям важно объяснить, что наступило другое время! Денег в государстве нет, в частности для нормального лечения. И нужно учиться менять приоритеты. Как в домашнем бюджете. Иными словами: если без «хлеба» нельзя обойтись, то без «зрелищ», пожалуй, можно! И не нужно ничего придумывать про засыхающие цветы! И тогда с достаточной долей цинизма можно устраивать флешмобы, пиар-кампании, даже соревнование между школами: кто больше соберет РОДИТЕЛЬСКИХ денег, как прежде с макулатурой. Только все это уже другие смыслы, и тогда разговоры о душевной работе выглядят лицемерно. Думал ли я в детстве, уговаривая дома отдать мне ненужные книжки и газеты, сколько будет сохранено леса при этом? Конечно, нет! Я думал о том, на каком месте будет наш класс на доске соревнования. А в меморандуме «Дети вместо цветов» уже обозначено количество школ и собранных РОДИТЕЛЬСКИХ денег. Так вот это и есть спекуляция на детях! Но реально-то деньги для помощи будут собраны. Может ли быть такая позиция? Вполне! Только какое это имеет отношение к задачам школы - вопрос. И больше того! Уже в меморандуме было сказано о том, какие «горячие споры» шли вокруг идеи «деньги вместо цветов». А в твоем, Ксения, проекте столько неоднозначных ходов по поводу того, какие классы участвуют, а какие нет и почему, кто окончательно принимает или не принимает решения об участия в акции, сборе денег. Эта идея будет очевидно разъединять людей, противопоставлять друг другу. Как это уже надоело! Нужны идеи, которые бы уже наконец объединяли! И это еще не все. Образование - штука не абстрактная. Сколько мы сил тратим, чтобы донести до учителей важную мысль: все, о чем мы говорим с детьми на любом уроке и по любому поводу, должно касаться каждого ребенка. Каждому должно быть понятно, зачем с ним об этом говорят, почему ему это нужно знать. А как ты верно говоришь «делать что-то видимое» через фонды невозможно! Для детского разумения невозможно! Это мы, взрослые, знаем хорошо про Чулпан Хаматову и доверяем ей или доверяем именам других известных людей, отдавая в их фонды деньги, а воспитывать сострадание в детях опосредованно неверно!
С весны до сих пор в родительском холле школы висит большой лист, где написано: «Спасибо большое! Ваши 20717 рублей помогли детям Шатольского детского дома заниматься все лето баяном, бисероплетением и создавать поделки в кружке «Мастерица» и фотографии этих детей на занятиях. Это деньги, которые заработали наши дети, продавая СВОЮ РУЧНУЮ РАБОТУ на школьной ярмарке.
Я абсолютно уверен в искренности намерений и твоих, и других наших родителей, но существует технология - технология неабстрактного образования.
И последнее, что также не очень вдохновляет. Многие люди уверены, что название фонда «Вера» связано с самым главным, чего не хватает онкологическим больным, - веры! И конечно же, это так. И не так: Вера - это также имя Веры Миллионщиковой, которая придумала и создала первый хоспис в России, первое по-настоящему человеческое место для обреченных больных людей. Я это знаю, как ты понимаешь, Ксения, не понаслышке. Фонд «Вера», а не «Фонд помощи хосписам ВЕРА с Настей такой-то и Асей такой-то». Пустяк, а заметен.
Так что, видишь, Ксения, для меня в истории про деньги, детей, сострадание и воспитание не все однозначно.
Ксения БУДИНА:
- Вы верно заметили, небольшая разница, кажется, а на самом деле заметная: вы мое внимание сфокусировали - разница в том, что ребенок делает что-то сам и вырученное СВОЕ отдает (тогда трогает душу), или деньги родителей (и тогда ничего не происходит). Если честно, то в истории с цветами я так глубоко не заглянула. Спасибо, что вы направили.
Ссылка на источник: "Учительская газета", №35-36 от 1 сентября 2015 года